Тема: Обобщение учебного материалапо теме «Текст. Предложение»
СКАЗКА О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Когда-то давным-давно, В какие-то времена, (Уже не помнит никто) Жили в предложении слова И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных, Жили все на равных: Весело, степенно… Но однажды Приключилась в предложении суматоха. Все слова всполошились: - Как плохо! - Кто здесь главный? - Кому мы поручим команду свою? Нет ни матери, ни отца, Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении. Как же выйти нам из этого положения? Стали думать они и гадать; - Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали И, наконец-то, они признали: - Тот, о ком говорится в предложении, Будет главным для нас одолжением. Имя будет ему подлежащее, Имя самое подходящее. А что делать ему в предложении, Тут мы скажем уже без сомнения: Здесь сказуемое будет помогать И за все в предложении отвечать.
Ну, авсе остальные слова Помогать тут будут всегда. Где, какие, когда и зачем Отчего, почему и за кем Встанут быстро в предложении Рядом с главными второстепенные.
Им дадим мы важное задание, За что получат они особое признание. Например, дополнять сказуемое, Если действие будет непредсказуемое. Если как, почему и зачем Нужно действовать в данный момент. Дополнение требуется здесь, И это обязательно надо учесть.
И без определения нам быть нельзя, Как не старайся, всё будет зря, Если знаешь, отныне какой Будет порядок у слов непростой. Так решались доказательно Все вопросы обстоятельно. Обстоятельства заставили, Быстро по местам расставили. Все слова на место встали И значения приняли. Каждый будет потому
Отвечать за роль свою.
Закрепим и запомним:
Литературное чтение
Тема: И. С. Никитин "Утро", А. Н. Майков "Осень"
Сегодня мы поговорим о стихотворении Ивана Саввича Никитина «Утро» и попробуем ответить на вопросы:
1. Какой видит природу Никитин?
2. Какие художественные средства помогают ему в создании образа русской природы?
3. Каково место человека в мире природы?
Ива́н Са́ввич Ники́тин
Ива́н Са́ввич Ники́тин "Утро"
Словарная работа:
Лозняк – ивовый куст.
Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек.
Пахарь – человек, который пашет землю.
Соха – орудие труда, которым пашут землю.
Меркнут – гаснут.
Поток – движущаяся масса (масса солнечного света).
Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.
Дремлет чуткий камыш,
Потянул ветерок, воду морщит, рябит
И стоит себе лес, улыбается,
Вот и солнце встает
За морями ночлег свой покинуло,
Здравствуй, солнце да утро веселое.
Читая это произведение, начинаешь понимать, какое прекрасное утро увидел поэт, какие светлые и яркие краски он внёс в свои строки!
Может быть, в его жизни было что - то такое тяжёлое, от чего он страдал. Не зря он написал печальные строки о страданиях своей души. Но, несмотря на это, он заканчивает своё произведение не горькой нотой, а радуется всему живому.
Поэт заканчивает стихотворение сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах.
Составим план стихотворения:
Аполло́н Никола́евич Ма́йков
Словарная работа:
Вешняя – весенняя Утехи – забавы Совлек с себя тайну – сбросил с себя листву Пурпур – темно-красный цвет Смерть стелет жатву свою- наступает зима.
Аполло́н Никола́евич Ма́йков "Осень"
Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать».
Однако осенний лес лишен своей загадочности и таинственности. так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождают в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою».
Что же именно так радует автора? Кисти брусники, рыжики, упругие шляпки которых вздымают осенний мох, покрытые инеем листья под ногами и «ясность прозрачных небес». Природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения.
Майков отмечает, что в каждом времени года есть своя прелесть, и весной он с упоением рвал в полюбившемся ему лесу подснежники. Однако осень хранит в себе некую удивительную притягательность, и поэт признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество, «в зимние ночи и дни».
Природоведение
Тема: Материки и океаны на географических картах.
Повторим:
«Путешествие по материкам Земли»
Поработаем с картой полушарий. Рассмотрите в атласе все материки и океаны.
Немає коментарів:
Дописати коментар